Сущность и содержание формирования психологической устойчивости в педагогике сознания

В психологической науке активно изучается проблема психологической устойчивости личности. Однако рассматриваются и такие понятия как «эмоциональная стабильность», «эмоциональная устойчивость», «психологическая защищенность», «спокойствие» и другие, которые являются семантически схожими понятиями психологической устойчивости человека.

Психологическая устойчивость рассматривается как качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости относят: способность к личностному росту, относительная стабильность эмоций и настроения человека, волевая регуляция человека.

Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость:

  • стойкость (способность противостоять трудностям), стабильность (способность адаптироваться к ситуации, сохранять спокойствие и уверенность в себе, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения, способность к эффективной психической саморегуляции);
  • уравновешенность (соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события, равновесие постоянства и изменчивости личности), соразмерность;
  • сопротивляемость (резистентность) – способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как достижение жизненных целей путем преодоления трудностей.

Синонимом эмоциональной стабильности является эмоциональная устойчивость как качество, выражающее сохранение организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях.

Эмоциональная устойчивость бывает врожденной и приобретенной, т.е. она присуща некоторым людям от рождения (бытийная предрасположенность: обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе), но чаще люди развивают стрессоустойчивость путем долгой и усердной работы над собой, является качеством и способностью личности, которое развивается в процессе воспитания и самовоспитания в среде семьи, социального окружения, образовательном пространстве.

Человек должен самостоятельно принять решение о необходимости управления своими эмоциями и чувствами. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация является тренировкой, которая делает его сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и позволяет спокойно переносит все жизненные трудности.

Эмоциональная неустойчивость выражается в эмоциональности, чрезвычайной нервности, импульсивности, человек находится под влиянием чувств, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, изменчивости интересов, впечатлительность, склонность к раздражительности, низкой толерантностью по отношению к фрустрации, раздражительностью, утомляемостью, что характерно для астеников и лабильного типа.

Сильная неустойчивость личности в эмоциональном плане (нейротизм) может стать причиной развития заболеваний на нервной почве, неврозов, депрессии, что создает препятствия для самого человека в процессе саморазвития и самореализации, так и трудности для близких людей и социального окружения.

Интересно
Психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она формируется и вырабатывается одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности, приобретенного в той или иной среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков, поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности (М. Тышкова).

Личность реагирует на трудную ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от своих целей, ценностей, опыта, особенностей своего развития. Поэтому психологическая устойчивость зависит от способности личности к адекватному отражению ситуации, несмотря на переживание трудности.

Факторы, влияющие на устойчивость:

  • темперамент (сангвинистическому типу легче обрести внутреннее спокойствие);
  • ведущее полушарие (правополушарному человеку сложнее держать эмоции под контролем и действовать спокойно);
  • наличие подавленных потребностей ведет к развитию психологической неустойчивости;
  • самооценка (человек с заниженной самооценкой, часто ощущает себя несчастным, что способствует неустойчивости;
  • количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов и пр.

Таким образом, мы можем говорить о существовании психологически устойчивой и неустойчивой личности. Особое значение приобретает мир детства, когда наиболее интенсивно развивается ребенок, когда закладываются основные характеристики в структуре его Я-концепции.

Причины многих «комплексов» и проблем, существующие у взрослого, можно найти в его детстве. Поэтому так важно формирование у воспитанников психологической устойчивости к трудностям, возникающих в различных областях его жизнедеятельности. В педагогике сознания чаще используется понятие «внутренне спокойствие» или «равновесие».

Педагогика сознания – это отрасль научной области нового знания, изучает закономерности, принципы, формы и методы духовного воспитания и образования человека, раскрывает ценностное отношение к развитию сознания ребенка, направленного на формирование его духовных и социальных качеств и способностей, основанных на духовных ценностях.

Сознание человека – это сущностное ядро субъектности, которое существует у человека, вбирая в себя все осмысленные, принятые через опыт и поступки сущностные (экзистенциальные) знания, определяющими элементами которых являются: субъективно осознанные чувства, действия, познавание, физические свойства тела (генотип).

Освоенные и автоматизированные в сознании человека качества становятся ценностными (сообразные принятым ценностям) навыками (социальными или духовными). Социально ценностные навыки могут изменяться, а в конечном счете исчезают вместе с сознанием со смертью личности. Духовно ценностные навыки как элементы, отложенные в духовном сознании, созвучные Космосу не уничтожимы. Одним из базовых духовных качеств человека является чувство внутреннего спокойствия (равновесие) или психологическая устойчивость.

Спокойствие, как философская категория тождественная психологической устойчивости, – важнейшее качество человека, которое обеспечивает процесс успешного развития сознания. Только обладая внутренним покоем можно творить, рефлексировать, двигаться по пути духовного развития. Спокойствие – это способность личности достигать состояния «внутренней тишины», гармонического сосредоточения.

Спокойствие – важнейшее качество человека, которое обеспечивает процесс успешного развития сознания. Только обладая внутренним покоем можно творить, рефлексировать, двигаться по пути духовного развития. Спокойствие – это не безразличие и не бездействие.

Спокойствием человек подавляет ненужные (отрицательные) эмоции и волнения, тем самым открывает простор для творчества, обдуманных решений. Поэтому такое спокойствие правильно назвать сознательным спокойствием, т.к. в нем рождается созидательная идея.

Ключевые идеи педагогики сознания по развитию внутреннего спокойствия (равновесия) и других духовных чувств в целом:

  1. Эволюция человека происходит очень медленно из-за медленного развития сознания (человечество за тысячи лет так и не научилось справляться со своими эмоциями, тем самым закрывает возможности для развития сознания, находящегося в плену своей самости). Победивший себя, свою самость – побеждает мир!
  2. Отрицательные эмоции и чувства необходимо изживать (страх, злоба, обида и т.д.), так как они тормозят развитие духовных качеств, в т.ч. и равновесия.
  3. В качествах выражается сущность человека. Сознательная работа над развитием качеств – есть неотложная задача человека в его преобразовании. Равновесие достигается только во взаимосвязи с сущностью человека, его сознанием и Высшим миром. Интерес представляет исследование В.Э. Чудновского, который рассматривает нравственную устойчивость личности как способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям, что подтверждает наши представления о том, что принятие человеком духовных ценностей обеспечивает барьер, защиту к проникновению «поверхностных» взглядов, тем самым сохраняет его устойчивость, внутреннее спокойствие для развития своего духовного сознания. Утрата равновесия – гибель сознания.
  4. Необходимо осознание сущности духовных качеств в самосовершенствовании человека, которое заключается в тезисе: «Без развития духовных качеств жизнь лишается истинных целей».
  5. Спокойствие – это функционирование всех систем в штатном эффективном режиме, а не безразличие, не бездействие, и не равнодушие. Равнодушие – это отсутствие чувств, тогда как спокойствие есть высшее равновесие всех чувств, состояние, основанное на гармонии всех сфер человека.
  6. Истинное спокойствие всегда есть напряженная психическая деятельность, т.к. сохранить покой в себе требует усилий. Спокойствие взаимосвязано с волей человека. Воля управляет чувствами. Без усилия воли не может быть спокойствия, т.к. человеку необходимо перебороть в себе хаос, возникающий в следствии разнообразных эмоций. Только в состоянии спокойствия и равновесия человек осуществляет целесообразное волевое действие. В свою очередь воля является важным инструментом достижения спокойствия. Внешние влияния оказывают сильнее воздействие на того человека, у кого слабо развита воля.
  7. В мире действует закон соответствия или тождества – то, что человек чувствует, то и притягивается к нему из окружающих сфер, пространства людей (подобное притягивается к подобному), происходит усиление чувства. Если человек старается ощутить спокойствие, то извне начинают к нему притягиваться соответствующие энергии. Например, при спокойном настрое можно легко ощутить усиление созвучного спокойствия среды музея и диссонанс (или потеря спокойствия) от беспокойства эмоционального поля среды митингующей толпы.
  8. Испытания являются необходимым условием восхождения человека, развития его духовного сознания через развитие духовных чувств. Закаляясь в борьбе, мы приобретаем качества и навыки противостоять трудностям. Бытие человека – это движение в процессе постоянного преодоления своей самости, низших эмоций, препятствий, идущих от социальной и природной среды. Саморазвитие и самосовершенствование человека осуществляется только при наличии трудностей и препятствий. В тепличном состоянии развитие не происходит, т.к. не создаются условия для осознания потребности для самоизменения. Поэтому нужно радоваться трудностям как средствам, обеспечивающим саморазвитие человека в физическом, социальном, духовном направлениях. Нужно приучить себя, к постоянному преодолению трудностей, их радостной встречи и постоянному движению в борьбе. Спокойствие не означает состояние эмоциональной стабильности в ситуациях покоя, но устойчивость и равновесие в ситуациях борьбы. Когда человек приобрел качество и способность к внутреннему покою, то и внешние обстоятельства уже не имеют значения, т.к. он понимает свою способность к преодолению любых внешних трудностей. Достигшему равновесия внутри себя не страшен хаос внешнего мира. Отсутствие равновесия внутри себя не может быть восстановлено внешним спокойствием среды, т.е. когда внутренний мир и равновесие нарушены, то даже внешняя комфортность среды не поможет, т.к. человек продолжает испытывать отрицательные эмоции, разрушающие его сущность.
  9. Достигается спокойствие равновесием, равновесием разума и сердца, равновесием между положительными и отрицательными эмоциями. Внутренне равновесие – это достижение внутренней гармонии, овладение собой и знанием своего направления пути к избранной цели, обеспечивающим духовное развитие человека. Только в состоянии равновесного спокойствия принимаются истинные решения. Не случайно существует Космический закон равновесия как обеспечение развития сознания. При всех пертурбациях внешнего мира важно сохранит внутреннее равновесие. Нарушение равновесия ведет к дисгармонии всех систем человеческого организма, к утрате энергий, внутренней силы, к беззащитности энергетического поля человека, что приводит к потере возможности к развитию и саморазвитию, расширению сознания. Человеку требуется вновь восстанавливать утраченное. Поэтому необходимо научиться сознательно управлять своими мятущимися энергиями, возбужденными отрицательными эмоциями.
  10. Равновесие – опора для развитие всех других духовных качеств и, одновременно, развитие этих качеств – есть условие для развития равновесия.

Работа над своими чувствами:

  1. Обретение спокойствия должно осуществляться ежедневно. Последовательность в развитии и поддержании равновесия является важным фактором в ритмичном и гармоничном развитии человека.
  2. Только через поступки происходит освоение спокойствия как качества, развитие соответствующей способности, ценностного навыка сознания.
  3. Поддержка педагогом равновесия, используя свой личный пример, установки, разнообразные формы и методы воспитательной работы (игры, тренинги, дискуссии, беседы и т.д.).
  4. Человек – синергетическая система, осознающая свои возможности в самоизменении, в определении целей и способов своей жизнедеятельности, что позволяет ей осваивать разнообразные техники и упражнения для позитивного настроя, для укрепления веры в себя, для выхода из сложных жизненных ситуаций, для управления своими эмоциями. Если человек наработал негативный опыт реагирования на стрессовые события в жизни, то также он может наработать и позитивный опыт решения жизненных задач.
  5. Спокойствием человек подавляет ненужные (отрицательные) эмоции и волнения, тем самым открывает простор для творчества, обдуманных решений, продуктивной деятельности. Поэтому такое спокойствие правильно назвать сознательным спокойствием, т.к. в нем рождается созидательная идея.

Этапы развития спокойствия (выявленные в процессе эксперимента со старшеклассниками Школы № 2009 г. Москвы). Первый этап в обретении спокойствия. Это достижение внутреннего покоя путем мысленных (умственных) усилий, направленных остановить как внутренний поток обрывков мыслей, так и внешних информационных воздействий.

Второй этап – это достижение спокойствия путем включения внутреннего механизма успокоения эмоций, их вибраций, например, с помощью их «размысливания» или вытеснения высшими эмоциями, обретенными на основе духовных ценностей, или послание ценностной мысли путем волевого усилия в сфере чувств.

Третий этап. Это достижение спокойствия во всех частях тела путем наблюдения за тем, как тело реагирует на необходимость прекратить ненужные вибрации, идущие от мышц, сосудов, кожи. Научить ребенка отстраненному отношению себя от оболочки тела как скафандра, в котором начались неполадки в использовании. Внутреннее спокойствие включается на первой стадии логикой и рационализмом, а затем духовным сознанием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)