Педагогические риски в развитии коллектива

Однако есть и риски в развитии коллектива, если он «закрывается» в своей самодостаточности от внешнего мира. Поэтому нами был предусмотрен как обязательный этап в развитии коллектива – взаимодействие с другими коллективами. Такая замкнутая модель коллективной жизни была свойственна и русской общине (староверы) на протяжении веков (речь идет о тех общинах, которые стремились к изоляции, а не кооперации).

Интересно
В советский и постсоветский период такие проблемы возникали и в детских коллективах. Так, многие ребята, которые прошли «школу» коммунарского движения, не смогли себя полноценно реализовать в обществе, так как все время стремились к своему коммунарскому коллективу или искали таковой, в котором была характерна общность взглядов, ценностей, правил и норм, символов, манеры общения и пр.

У них возникали трудности в общении с внешним окружением, внешний мир воспринимался как агрессивный, поэтому стремились закрыться в своем уютном для них сообществе. Но трудности создаются не во внешних условиях, а в коллективном сознании, в умах каждого члена группы, привыкших к коллективной ответственности, коллективным решениям.

Отсутствие выработанных самостоятельно способов решения проблем, индивидуального опыта приводило к возникновению хаоса в сознании, страха жизни в открытом социальном пространстве.

Это другая сторона полярности коллективного общежития. Любое явление материального мира, как уже заявлялось выше, имеет свою полярность. С точки зрения социальной открытости, мобильности и социальной активности – это явление может характеризоваться как негативное.

С точки зрения нравственности – оно позитивно, т.к. члены такого коллектива всегда думают о другом, всегда готовы прийти на помощь (эмпатийны и альтруистичны), в таких сообществах сильны дружеские отношения, отношения взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества, любви.

Следующая проблема – межличностные конфликты в коллективе, разрушающие сообщества. Разлад наступает тогда, когда члены коллектива начинают задумываться о своем статусе, престижности своего места, о роли, которую они играют в группе. Начинается соперничество друг с другом за признание себя внутри группы.

Это можно погасить, избежать, если каждый будет смотреть на ситуацию внутри группы как возможность коллективного поиска решения проблем, если она будет направлено на осмысление иерархии ценностей группы и личности, изменение социального статуса всех членов группы как носителей коллективного решения.

Но при этом каждому будет предложено увидеть то, что он смог привнести в группу (рефлексия). Если заслуги кого-то из членов группы минимальны, а амбиции высоки, то ему может быть предложено стать тем элементом, при котором движение станет необходимостью.

В коллективе дискуссия должна превращаться не в спор, а в обоюдное обогащение сознаний. Спор не приносит позитивных результатов, каждый остается при своем мнении, при этом одни становятся победителями, а другие униженными.

Поэтому задача педагога превратить дискуссию в выделении явления, обладающим разными гранями и смыслами, единства противоположностей. В коллективе важно поддерживать равенство. Равенство убирает преимущества и своекорыстие.

Коллектив может стать ведущим смыслом воспитания, если он направлен не на регламентацию и консервацию жизнедеятельности детей и их заорганизованность, а на освоение новых знаний, способностей членами группы, приобретение духовно и нравственно значимых качеств, способностей, направленных на осуществление детской мечты, идей, социально значимых и личностно присвоенных, на актуальные задачи самостроительства и веру в светлые, радостные перспективы.

Результативность процесса воспитания в коллективе и его развитие, выявленные в ходе теоретического анализа, характеризуются:

  • помощью и поддержкой ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии в процессе коллективного творчества;
  • участием педагога в инновационной деятельности;
  • помощью в создании коллективных традиций, личностно значимых для детей;
  • созданием условий для когнитивистской ориентации коллективов с целью создания разнообразных сообществ, интерактивного взаимодействия их участников;
  • оказанием помощи в освоении правил жизнедеятельности в коллективе когнитивистской ориентации;
  • освоением знаниями, способами планирования, проведения, рефлексии (анализа) деятельности; овладения культурными способностями;
  • реализацией культурного опыта педагога в организации такого типа коллективов;
  • участием в развитии познавательной среды коллектива;
  • участием в создании знаково-символической среды коллектива.

Таким образом, воспитание в коллективе когнитивистской ориентации определяется целенаправленным педагогическим влиянием (созданием условий) в процессе мыследеятельности ее субъектов. При этом процесс ее развития осуществляется в соответствии с представленными закономерностями и принципами. В качестве примера предлагаем рассмотреть Положение о научном обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)