Религиозно-мифологические основы народной педагогики

Религиозно-мифологические основы народной педагогики — особый и сложный для изучения вопрос, поскольку велико обилие и разнообразие этнических культур и существует ряд проблем.

Например, касающихся:

  • соотношения религиозной и этнической культуры;
  • взаимоотношений различных конфессий;
  • отношений церкви с государством, процессами христианизации и исламизации малочисленных народов;
  • соотношения религиозного и светского образования и многим другим.

Сегодня эти проблемы приобрели особую остроту, связанную, как мы уже отмечали, со всеобщим«этническим ренессансом», нарастанием этнической мобилизации, ростом значения этнического и национального самосознания, идентичности, обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Социокультурная практика последних десятилетий истории нашего государства показала, что религия — неотъемлемый, выработанный тысячелетиями компонент культуры, искусственное вытеснение которого наносит удар по культуре общества в целом, в частности по ее духовно-нравственной составляющей.

Несомненно, что религиозная нравственность сыграла огромную роль в формировании морально-этических принципов, которые мы сегодня называем народными и относим к сфере народной педагогики.

К числу сложных проблем относится соотношение религии и мифологии, религиозного и мифологического сознания.

Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, уделив внимание прежде всего нерасторжимой исторической связи религиозного и мифологического мироотношения как важнейших компонентов народной культуры.

Научные школы в этнологии, культурологии, социально-культурной антропологии занимают различные позиции в вопросе о том, что первично: мифы или религия, мифы или обряды. Но указанная связь признается абсолютно всеми.

Возникновение мифологии обычно связывается с попытками объяснить причинную связь между явлениями окружающего мира. Во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в разных частях мира.

Во-вторых, круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, — вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др. — затрагивается широчайший.

Так, одной из мифологических универсалий, в разных вариантах присутствующих почти у всех народов, оказывается образ «мирового древа», олицетворяющий строение мира, космоса с его нижним, средним и верхним уровнями, населенными духами.

Интересно
Мифология, таким образом, оказалась формой духовной культуры, наиболее соответствующей синкретизму, т.е. целостности, нерасчлененности первобытного, а затем и традиционного сознания, объясняющего мир.

Поэтому в ней переплетается философское, обыденное, поэтически-образное и религиозно-культовое. Фигурирующие в мифе события, явления относятся к далекому прошлому (к так называемой мифологической эпохе), объясняются трансформацией в народную сказку.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)