Поликультурная компетентность современного педагога

В гуманитарном знании ведутся исследования по выявлению так называемых ключевых компетенций (от лат. competentia — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом), их номенклатуры, содержания, функций и роли в жизнедеятельности человека.

Компетентностный подход становится реальностью нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса.

Основой жизнедеятельности человека в обществе как существа социального становится его социальная компетенция. Особая роль в решении этносоциальных проблем при этом принадлежит системе образования.

Интересно
Во-первых, общепризнанна высокая социокультурная роль образования — хранение, генерация и трансляция культурного достояния общества, наращивание интеллектуального и культурного слоя нации, формирование новой и сохранение традиционной системы ценностей, изменение менталитета личности и общества.

Во-вторых, необходимость изменения и корректировки содержания образования в соответствии с новыми историческими условиями, новыми задачами выживания и развития человека определена в национальной доктрине и документах по модернизации образования, ориентированных на вхождение в Болонский процесс.

В-третьих, новая социально-гуманитарная установка образования, учитывая процессы и тенденции социокультурной ситуации, способствует формированию у молодого поколения здорового социального поведения в условиях многонационального общества.

Полиэтническая структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межнациональные отношения всегда были важным фактором социального развития России, тем более что межнациональные отношения — самые сложные.

Россия сегодня характеризуется этнонациональными противоречиями и конфликтами, которые не только тормозят ее развитие, но и вызывают тревогу за будущее страны. На систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения.

Современное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.).

С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я-социальная группа-общество-мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации.

Учительству в целом и каждому педагогу важно быть готовыми к решению педагогических задач, учитывая полиэтнический состав учащихся. Формирование умений решать педагогические задачи взаимодействия с детьми разных национальностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)