Развитие российской этнологической науки

Эволюционная школа, как мы увидим, сыграла большую роль в становлении ее методологии, и теперь российская этнологическая наука занимает особое место в мировой этнологии, хотя длительное время развивалась в относительной изоляции.

В России интерес к этнической проблематике, так же как и в Европе, в определенной мере стимулировался знакомством с экзотическими культурами. В процессе колонизации Севера, Сибири и Дальнего Востока, в XVI в. русские путешественники столкнулись с большим числом древних народов и культур.

Одной из первых работ с принципами этнографического описания, был труд Г. И. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», одном из коренных малочисленных народов Севера, принадлежащем к семье финно-угорских народов, — хантах.

В конце XVIII в. в центре внимания русской общественной мысли были вопросы, связанные с историческими корнями русского народа, с пониманием места России в европейской и мировой культуре.

Лейтмотивом трудов русских просветителей (М. В.Ломоносова, Н. М. Карамзина и др.) была тема национального достоинства, национальной гордости, а в первой половине XIX в. — проблемы развития русского национального самосознания.

Огромную роль здесь сыграли труды П.Я. Чаадаева, рассматривавшего в своих знаменитых «Философических письмах» значение и особенности русской народности.

Славянофилы 30—50-х гг. XIX в. (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков. И. В. Киреевский) с особой остротой ставили проблему достижения национальной самобытности, создания национальной культуры, развития литературы и искусства, выдвигая в качестве центральной идею мессианской роли России в будущем развитии Европы.

Интересно
Поиск славянофилами второго поколения (К. С. Аксаков, И. С. Аксаков и др.) «самостоятельности русского воззрения» приводил их к идее уникальности русской истории и географии расселения, лежащих в основе этнического самосознания русских, национальной самобытности, сохранившихся, по их мнению.

Уже начинало осознаваться особое пересечение этнического (объединяющего) и социально – классового (разъединяющего) «измерений» российского общества, которое в дальнейшем, особенно в советский период, во многом определило развитие и этнографической науки, проблемы и противоречия этого развития.

Именно народ (угнетаемый труженик) в глазах демократически настроенной русской интеллигенции был носителем подлинной национальной самобытности, национального самосознания, тогда как высшие слои общества (дворянство) офранцуживались, страдали «болезнью», позже названой «европейничаньем».

Тогда же была поставлена и одна из «вечных» тем российского национального самосознания, связанная с особым евразийским геополитическим и культурным положением России. Тема, которая и сегодня многое определяет в развитии общественной жизни, в политике, культуре, науке, образовании. Тема выбора «западного» или «восточного» пути развития.

В середине XIX в. она вышла на первый план в спорах славянофилов и западников (А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др.), расходящихся в оценках последствий для России реформ Петра I.

Ранее свою художественно-поэтическую позицию в этом вопросе «сформулировали» два великих поэта — А. С. Пушкин и поляк А Мицкевич, интерпретируя в своих произведениях памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге: царь реформатор вздыбил «коня-Русь» над пропастью (неслучайно у коня выпученные от ужаса глаза…).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)