Развитие качества оптимизма в педагогике сознания
Беседы с родителями и учителями московских школ показали нам, что в настоящее время для современных детей стало характерным пессимистическое отношение к жизни, неуверенность в будущем. Многие пожилые и среднего возраста люди утверждают, что в советские времена граждане страны «жили бедно, но весело», «легко переносили тяготы жизни, потому что верили в светлое будущее», «были воспитаны оптимистами». Это определило необходимость осмысления оптимизма как важнейшего качества в развитии и саморазвитии сознания молодого человека, в процессе духовного воспитания.
В античной философии Платона, стоиков, рационалистов оптимизм представлен как вера в безграничную силу рассудка и познания. Эти же идеи поддерживали просветители, Г. Лейбниц («Теодицей»), Гегель (панлогизм). Существует учение перфекционизма, которое рассматривает способности человека и человечества как движение по пути своего совершенствования (Г. Лейбниц, Э. Кант, Ж. Ренан и другие). Э. Гартман писал о бездеятельном оптимизме, который ведет к квиентизму (полной отрешенности, пассивному поведению), и оптимизме, связанном с действиями – к активности.
В социологии «оптимизм» рассматривается как:
- Восприятие окружающего мира, проникнутое жизнерадостностью, верой в будущее, в успех; склонность во всем видеть хорошее.
- Мировоззренческая установка, согласно которой существующий мир является наилучшим из возможных.
В психологии «оптимизм» – как свойство личности отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в собственные силы и возможности.
Оптимизм в первом случае связан с удовольствиями и удовлетворением органических потребностей (вкусная еда, тепло и т.д.), во втором случае с восхищением предметами, людьми, видами деятельности, в третьем – с моралью и духовностью, отношением человека к жизни, миру, ценностям (оптимистический взгляд на мир, духовные ценности и др.).
Оптимизм представляет собой личностные ожидания позитивного исхода большинства ситуаций. Данное понятие тесно связано с концепцией Селигмана, согласно которой оптимистичный или пессимистичный объяснительный стиль связан с некоторыми особенностями объяснения человеком причины события.
М. Селигман определяет оптимизм как стиль мышления, при котором человек неудачи считает случайными и непостоянными во времени, а хорошие события – закономерными и естественными. В противовес пессимисту, который считает неудачи делом обычным, а хорошие события – случайными, никак не связанными с его достоинствами и заслугами.
Зависит ли событие от внешних или внутренних причин, является ли оно статичным или преходящим и являются ли факторы, вызвавшие нежелательное событие, глобальными или специфичными. То есть, оптимистичный стиль характеризуется объяснением негативных ситуаций как результата внешних, преходящих и специфических факторов, когда как пессимистичный стиль характеризуется объяснением негативного события как результата внутренних, устойчивых и глобальных факторов. Также, отмечается связь между оптимизмом и ощущением счастья.
- Воспитание детей и подростков в спортивной среде учреждений физкультурно-спортивной направленности
- Положение об Ученическом научном обществе в школе
- Педагогические риски в развитии коллектива
- Влияние коллектива на развитие личности
- Содержание воспитания в коллективе когнитивистской ориентации
- Культурная среда образовательной организации
- Методика коллективной творческой деятельности
- Механизм реализации
- Закономерности развития коллектива
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу