Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе
Подготовка детей к школе в детском саду предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения всех участников данной деятельности. Проблема психолого-педагогического сопровождения рассматривались Е. О. Смирновой, Л. Н. Галагузовой, И. В. Дубровиной, Л. А. Парамоновой и др.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе заключается в содействии развитию личностного и интеллектуального потенциала личности ребенка, способствующему успешности школьного обучения.
Одно из направлений психолого-педагогического сопровождения – организация пространства, в котором ребенку комфортно и у него легко высвобождаются имеющиеся интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для полноценного развития.Сложилась следующая структура психолого-педагогической помощи детям в детском саду.
Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми осуществляется в программе «Скоро в школу».
Определение статуса ребенка в группе, его эмоциональное благополучие, характер отношений со сверстниками проводится в ходе социометрической диагностики.
Проверка психологической готовности ребенка к школе осуществляется по параметрам, необходимым для успешного обучения в школе:
- развитие функций внимания (объем, переключение);
- память (зрительная, слуховая, образная и т. д.);
- ориентация в пространстве (на плоском листе);
- уровень развития мелкой моторики рук;
- наличие творческого потенциала.
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе подготовки к школьному обучению проводится в процессе систематического наблюдения.
При проведении группового обследования определяется социальная зрелость ребенка:
- умение подчинять свои интересы групповым;
- умение следовать общим правилам;
- выдерживать правильную дистанцию в отношениях со взрослым и др.
Системная работа организована с педагогами. Семинар-практикум для педагогов «Пути повышения подготовки детей к школьному обучению. Методы и приемы» позволяет повышать мастерство воспитателей подготовительной группы детского сада.
Диагностический набор для проверки психологической готовности дошкольников к обучению состоит из шести методик:
- «Узнавание фигуры» – тест Бернштейна – оценка зрительной памяти;
- «ВОК» И. Н. Агафоновой – внимание – ориентация – количество;
- «Цыплята» – модификация тестов Г. Айзенка – дает представление о сформированности абстрактно-логического мышления;
- «Дорожки и мячи» А. В. Сазонова – направлена на развитие моторики рук;
- «Предложения» А. В. Сазонова – направлена на оценку вербальнологического мышления;
- «Дорисуй» – она является модификацией известных тестов на воображение, направлена на оценивание развития воображения.
Для родителей детей, показавших низкие результаты в процессе диагностики, проводятся индивидуальные консультации.
Групповая консультация педагогов будущих первоклассников носит ознакомительный характер и является методом первичной адаптации детей.
Анкетирование родителей «Особенности развития ребенка-дошкольника» (составителя Дж. Чейпи по разработкам С. Т. Шацкого) позволяет провести предварительное изучение особенностей физического воспитания и эффективности познавательного и социального развития детей в семье; выявить факторы, влияющие на успешность обучения дошкольников в школе.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу