Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (от пяти до семи лет) все психологические особенности ребенка становятся более выраженными. Наблюдается высокий уровень произвольности и свободы поведения.

Появляется адекватная оценка личной успешности в деятельности и устойчивая мотивация на достижения. А. Н. Леонтьев отмечает у детей старшего дошкольного возраста устойчивое соотношение внутренних и внешних мотивов, их иерархию, что является основой формирования воли и произвольности поведения.

В работах А. В. Запорожца, Л. А. Парамоновой, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной раскрыты особенности детей старшего дошкольного возраста:

  • у ребенка возникают первичные этические инстанции, формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства;
  • в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение норм и правил. Соблюдение норм, правил становится важнейшим критерием оценки всех людей, формируется «внутренняя позиция», желание помочь по примеру литературного героя и взаимопомощь, как содействие другому;
  • самосознание ребенка сочетается с самопознанием собственной индивидуальности. Помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие победы как свое поражение, так как у них преобладает объектное отношение к себе и другим;
  • ребенок отличается открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью;
  • постоянное самоутверждение и демонстрация своих достоинств может вызвать и проблемные формы межличностных отношений (конфликтность, неуверенность в себе, агрессивность).

Однако все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии развития. Задача педагогов – готовить детей к значимой оцениваемой деятельности – учебной. В связи с этим стоит проблема формирования готовности старшего дошкольника к школе.

Возраст шести – семи лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом «смены зубов» (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) – развивается кризис семи лет.

Л. С. Выготский назвал данный период утратой детской непосредственности. Ребенок рассуждает об общественной жизни, пытается подражать взрослым, в некоторых социально-бытовых ситуациях пытается взять на себя обязанности и позицию взрослого.

Если у ребенка семи лет не совпадают социальные нормы со способами их достижения, он становится пассивным, при этом живет фантазиями, либо нарушает общепринятые нормы поведения.

Во время семилетнего кризиса используется игра с правилами, которая помогает усваивать общепринятые социальные нормы. Ребенок становится учеником, а ведущая деятельность – учебной.

Главное новообразование ребенка семи лет – способность и потребность.

Если брать во внимание характерологические особенности дошкольников, представленные в своих исследованиях Л. А. Венгером, то у ребенка в данный возрастной период развиты следующие качества:

  • соответствие действий ребенка условиям поставленной задачи (действовать в дидактически заданном направлении);
  • наличие (или отсутствие) стремления понять, запомнить задачи (как умственные, так и практические); уровень самостоятельности;
  • тщательность выполнения задачи;
  • внимание и воспроизведение существенных особенностей или внешних форм;
  • общественные особенности поведения ребенка и характер обращения к взрослому.

Психолог В. С. Мухина считает, что к особенностям детей шести лет можно отнести следующие позиции:

  • игровая позиция (ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого);
  • учебная позиция (стремление к пониманию, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения);
  • исполнительская позиция (внимание к формальным образцам, их точному копированию);
  • коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, попытка увести взрослого от задачи на другие темы).
Задача педагогов – формировать у детей шести лет в самостоятельной деятельности игровую позицию, при совместной деятельности со взрослыми – учебную.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка:

  • физиологические (темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус) активности);
  • тип личности (мыслительный и художественный);
  • приобретенные в результате неправильных педагогических действий взрослого качества (тревожность, аутизм, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же), излишняя пунктуальность, детская невротизация).

Позиция педагога предполагает корректирование неблагоприятных показателей развития ребенка, организацию специфических для данного возраста видов деятельности, использование общения с позиций сотрудничества и партнерства.

Большое значение имеет личность воспитателя, стремящегося к развитию педагогического творчества, имеющего выраженную гуманистическую направленность на ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)