Примордиалистская позиция к этничности
В то же время этнопедагог — не пассивный «исполнитель», инструмент реализации той или иной теоретической концепции, а живой субъект педагогического процесса, творческий поиск которого может приблизить решение указанной проблемы.
Итак, согласно примордиалистской позиции, основывающейся прежде всего на эволюционизме, этничность, этническая принадлежность — свойство личности, укорененное в ней, т.е. она имеет объективную, не зависящую от сознания основу.
Во втором случае — о биологической укорененности — врожденности этничности, т.е. о том, что этничность уже заложена в генетическом коде, а ее развитие зависит от определенных социальных условий, но с учетом биологической предрасположенности.
Сегодня этот наиболее радикальный вариант примордиализма не имеет большого распространения, так как не может объяснить сложности и противоречия современных этнических процессов.Социологическая модель примордиализма обладает гораздо большей устойчивостью и применимостью в современной этносоциальной ситуации. Укорененность в данном случае не означает врожденности.
Примерно такая же позиция отличает и авторов книги «Этническая идентичность», в которой этничность характеризуется как «социальная форма лояльности» и «экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность».
Оговорки вызваны тем, что развитие этой теории привело практически к отказу от примордиализма: в концепции «слияния» советских этносов в новую историческую общность, новую единую социалистическую нацию — советский народ — укорененность, предполагающая сохранение этнических различий, вариантов, как бы «снимается».
Небиологический вариант примордиализма связан с представлением о том, что этничность как объективно существующее социальное свойство родилась в процессе социогенеза, т. е. формирования у человечества социальных, внебиологических форм жизни, и была результатом адаптации человека к природе и одновременно к себе подобным.
В этом плане интересна позиция российского этнолога С. А. Арутюнова. Говоря об этнической идее, ученый подчеркивает, что она порождается «не паранойей, не гипнозом, не харизмой лидера, а объективной закономерностью агломерации,«слипания» людей в группы общности интересов.Они же, несомненно, лежат и в основе создания других общественных группировок — религиозных, профессиональных, политических, спортивных, любительских и т.д.
Любопытным вариантом социологического примордиализма можно считать теорию габитуса французского социолога П. Бурдье. Габитусы — это «системы длительных, транспортабельных предрасположений», которые порождают и организуют практики и представления.
Это своеобразные программы (в информационном смысле), включающие практику и предшествующих поколений, и ныне живущих поколений, которая «работает» и на уровне индивида, и на уровне класса, группы, в частности этнической.В основе действия габитусов — своеобразное «опривычивание». Причем если говорить об этнической идентичности через габитусы стереотипы, то предубеждения и другие ее компоненты частично наследуются, а частично конструируются.
Таким образом, этничность существует как своего рода передаваемая от поколения к поколению привычка, от которой мы не в состоянии отказаться, но в которую мы можем вносить модификации»
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу