Позитивная и негативная идентичность этноса

В психологии различают позитивную и негативную идентичность. Внутреннее ценностное отношение к своему этносу рассматривается как позитивная идентичность, и это именно то, что бывает утрачено человеком, запутавшимся в плюрализме ценностей.

Расстройство идентичности может способствовать отчуждению от своего этноса или неумышленно поддерживать негативную идентичность по отношению к людям другой национальности.

Примером негативной идентичности может служить ксенофобия, для которой характерно полное непринятие других культур. Полезно связать с проблемой негативной идентичности такое понятие, как осознание идентичности.

Во взаимодействии с другими человек постоянно преодолевает его рамки. Осознание идентичности снимается в чувстве своей значимости, возникающем в процессе активной деятельности, обусловливает развитие и своей идентичности, и идентичности другого.

Источником самой емкой идентичности служат широкие социальные навыки. Главным фактором этнической идентичности на эмпирическом уровне выступает набор образов и признаков, которые обусловливают выбор национальности (место проживания и происхождение предков, очевидные черты этнического сходства и различия, язык и т. п.).

Интересно
Косвенным признаком этнической идентичности становится культурно-историческая память, т.е. восприятие на уровне ценностных установок событий национальной истории.  Идея идентичности связана с историческим развитием.

Формой проявления этнической идентичности и характерологических особенностей разных народов в полиэтнической среде жизнедеятельности служат этностереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора своеобразия этнической общности.

Система ценностей, установок, нормы и схемы поведения, закрепленные в культуре определенного этноса, переносятся в изменяющиеся условия.

Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они обусловливают межэтническое взаимодействие людей. Этностереотипы формируются на основе избирательности — сопоставления своей этнической общности с другими.

Поэтому этностереотипы влияют на характер межэтнических отношений, способствуя формированию образов «хороших» и «плохих» народов (союзников—партнеров—соперников—врагов).

Под межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)