Тактильная модальность
В случае с тактильной модальностью также имеется лишь небольшое число исследований, которые делятся на 2 группы: а) посвященные тактильным ощущениям и б) тактильной перцепции.
Тактильные ощущения, в основном, изучены у новорожденных (только одно исследование посвящено младенцам в возрасте 3,5 месяцев).
Исследования тактильных ощущений
9 исследований, выполненных с 1959 по 1974 г. Испытуемые: от рождения до 3,5 месяцев. Метолики:
- измерение тактильной чувствительности (порогов ощущений): с помощью эстезиометра, путем направления воздушной струи (на живот, на щеки) и с помощью раздражения электротоком;
- изучение двигательной реакции на исчезновение прикосновения (разворачивание пеленок, одеяла), на прикосновение холодной пластинки и на прикосновение руки ко рту испытуемого;
- учет дополнительных показателей у испытуемых: порядка рождения ребенка в семье и наличия или отсутствия грудного вскармливания.
Результаты. Превосходства мальчиков не было обнаружено. Превосходство девочек выявлено по тактильной чувствительности, большей яркости двигательной реакции на исчезновение прикосновения, более высокой чувствительности к прикосновению струи воздуха, направленной на живот и более высокой чувствительности к раздражению электротоком.
Не было выявлено половых различий по чувствительности к прикосновению струи воздуха, направленной на живот и щеки, двигательной реакции на прикосновение руки ко рту испытуемого и двигательной реакции на прикосновение холодной пластинки.
Среди результатов выделяется отсутствие превосходства мальчиков — это «не их анализатор». По тактильной чувствительности живота, щек и рта различия отсутствуют, в том числе и по температурным ощущениям.
Но на некоторые тактильные раздражители девочки реагируют более ярко — в частности, на раздражение электротоком. В целом, можно сказать, что у девочек с рождения имеется несколько больший потенциал для развития тактильной чувствительности, чем у мальчиков.
Интересно, что среди девочек более развитые тактильные ощущения продемонстрировали те, кого кормили грудью. Этот факт можно объяснить с помощью данных об «индексе округлости» у новорожденных, т. е. соотношении веса и роста.
Дж. Розенблиц высказал предположение о том. что тактильная чувствительность зависит именно от этого показателя, а не от пола. Действительно, Р. Белл и Костелло обнаружили, что самые худощавые новорожденные были и самыми нечувствительными к прикосновениям.
А поскольку кормление грудью (даже за относительно короткое время — не более месяца — столько длится период новорожденности) может существенно повлиять на прибавку веса и на индекс округлости соответственно, то очевидно, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, скорее окажутся худощавыми.
Помимо этого, не следует забывать, что мальчики рождаются крупнее девочек, а крупные дети, как правило, больше теряют в весе, и даже кормление грудью не восполняет эту потерю. Таким образом, продемонстрированные различия между новорожденными мальчиками и девочками могут объясняться не полом как таковым, а другими факторами.
Но в целом изучение половых различий по тактильным ощущениям у новорожденных необходимо продолжать, так как пока в этой области пока собрано очень немного данных, что не позволяет сделать серьезные выводы.
Исследования тактильного восприятия (гаптики)
11 исследований, выполненных с 1966 по 1973 г. Возраст испытуемых: от 3 лет до 21 года.
Дети (3 года — подростковый возраст). Метлики:
- изучение только тактильной модальности: идентификация геометрических фигур (при ошупывании и начерченных на лбу), определение размеров, формы и фактуры поверхности предметов, изменение тактильной чувствительности после чрезмерной тактильной стимуляции;
- взаимодействие зрения и осязания: подбор зрительных стимулов соответствующей длины к тактильным стимулам, нанесенным на предплечье, определение ошибок при зрительном восприятии размеров и форм объектов после ощупывания с выключением зрения, идентификаиия’геометрических фигур и определение размеров, формы и фактуры поверхности предметов;
- изучение осязания у глухих испытуемых путем идентификации букв на ощупь.
Результаты. Превосходства мальчиков не было обнаружено. Превосходство девочек проявилось в точности определения гладкой поверхности предметов (в 5 и 8 лет) и во взаимодействии зрения и осязания (точность подбора зрительных стимулов соответствующей длины к тактильным стимулам, нанесенным на предплечье) в 7, 8 и 9 лет.
Не было обнаружено половых различий:
- по идентификации геометрических фигур с помошью осязания (3—4 года—Де Леон и коллеги; 5, 6, 9 и 12 лет — Коннерс; 6, 8 и 10 лет — Джексон);
- идентификации геометрических фигур, начерченных на лбу (3-11 лет);
- идентификации геометрических фигур с помошью осязания и зрения (3-4 года — Де Леон и коллеги);
- определению размеров, формы и фактуры поверхности предметов (5, 6 и 8 лет);
- изменению тактильной чувствительности после чрезмерной тактильной стимуляции (5 и 8 лет);
- определению ошибок при зрительном восприятии размеров и форм объектов после ощупывания с выключением зрения (5-8 лет);
- числу букв, правильно идентифицированных при тактильном восприятии (у нормально слышащих и глухих) — 7-1 5 лет.
Взрослые (18-21 год). Метолики:
- идентификация углов и букв, начерченных на голове;
- изучение осязания у глухих испытуемых в сравнении с нормально слышащими (идентификация букв на ощупь).
Результаты. Ни водном из заданий половых различий обнаружено не было.
В дошкольном и младшем школьном возрасте различий между мальчиками и девочками по осязанию нет. При этом превосходства мальчиков не наблюдается вплоть до взрослости, девочки же лучше определяют гладкую поверхность в 5 и 8 лет, а с 7 до 9 лет у них наблюдается лучшее взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов при определении длины.
Первое преимущество может быть связано с общим превосходством девочек в тактильной чувствительности или же с тем, что им больше нравится такая поверхность.
Но с чем связаны различия в определении длины? Дело в том, что длина — это пространственная характеристика предметов. Вспомним, что в исследованиях различий слухового восприятия у девочек была обнаружена большая асимметрия при определении направления звука, а это тоже пространственная Характеристика.
Если суммировать и данные по зрительному восприятию, то можно предположить, что при ориентации в пространстве мальчики в основном опираются на зрительный анализатор, а девочки задействуют и другие (тактильный, слуховой), которые успешно взаимодействуют со зрительным.
Это, в свою очередь, объясняется тем, что одной из причин длительного взаимодействия ощущений разных модальностей является компенсация того анализатора, который функционирует недостаточно эффективно (компенсаторная сенсибилизация).
Мальчикам не нужно прибегать к такому механизму, поскольку с ориентацией в пространстве успешно справляется зрительный анализатор, а девочкам нужен компенсаторный механизм.
Эту версию подтверждают данные Виткина и коллег. Сравнив зрячих и слепых с рождения испытуемых, они получили удивительные результаты. Использовались пространственные тесты, по которым мальчики и мужчины обычно получают преимущество, но только в зрительном их варианте.
Здесь же, при использовании слуховых и тактильных аналогов этих тестов, девочки и девушки либо не уступали мальчикам и юношам, либо даже превосходили их (в одном из тактильных тестов). При этом результаты были одинаковыми и у зрячих и у слепых испытуемых.
Слепые — и мальчики и девочки — компенсируют постоянное отсутствие зрительного анализатора, а зрячие — временное, но девочкам это удается лучше.
Исследование Виткина и коллег
Испытуемые: 20 слепых с рождения и 20 зрячих детей и взрослых (возраст — 1 2-18 лет). Метолики:
- конструирование кубиков (тактильно);
- запечатление геометрических фигур (тактильно);
- запечатление геометрических фигур (на слух);
- подбор равных дошечек (тактильно).
Результаты. Превосходства мужчин не было обнаружено, превосходство женщин проявилось в тактильном подборе равных дощечек. По запечатлению геометрических фигур (с помошью слухового и тактильного анализаторов) и по тактильному конструированию половых различий не оказалось.
- Использование различных речевых паттернов на переговорах
- Предпочитаемые способы разрешения конфликта
- Личностные характеристики мужчин и женщин
- Девиантные отношения
- Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье
- Различия в отношении к сыновьям и дочерям
- Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении
- Стили поведения матери и отца
- Разделение видов ответственности за детей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу