Особенности психологических способностей несовершеннолетних давать показания по делу

Оценка способности несовершеннолетних давать показания по делу — один из наиболее сложных видов экспертных иссле­дований. Существует точка зрения, согласно которой необходи­мо подвергать психологическому обследованию каждого несо­вершеннолетнего допрашиваемого, а также проводить психиа­трическое освидетельствование даже если подросток считается психически здоровым.

Внимание, восприятие, память, мышление, речь несовер­шеннолетнего отличаются не только количественными, но и нередко качественными параметрами. По поводу способности подростков давать показания о криминальных событиях вы­сказываются две полярные точки зрения. Согласно одной из них несовершеннолетние не могут давать правдивые показа­ния до 16 лет, и, следовательно, их свидетельствам не следует доверять. Другие переоценивают реальные возможности под­ростков.

Точка зрения о недоверии сейчас подвергается аргументиро­ванному сомнению. Существуют три проблемы, позволяющие сомневаться в этой способности несовершеннолетних:

  1. склонность несовершеннолетних к фантазированию;
  2. более высокая внушаемость;
  3. склонность к конфабуляциям.

В.В. Гульдан, например, считает, что несовершеннолетние от 12 лет способны давать столько же информации при свободном рассказе, сколько и взрослые, и не склонны к изменению показаний по наводящим вопросам.

М.М. Коченов указывает, что при качественном, правильно построенном допросе от несовершеннолетнего можно получить достаточно подробные показания даже о событиях, смысл кото­рых ему непонятен, но существует определенная специфика при оценке данных показаний следователем и судом.

М.В. Морозова дает определенный качественный и сравни­тельный анализ характеристик способности несовершеннолет­них к даче показаний. Такие криминальные ситуации, как убийство, телесные повреждения, сексуальные правонарушения, пре­вышение служебных полномочий, способны правильно воспри­нимать несовершеннолетние в возрасте от 6 до 16 лет, но несо­вершеннолетние в возрасте до 14 лет понимают только внеш­нюю сторону происходящего, а от 14 лет — уже и внутреннюю, содержательную. Кроме того, у несовершеннолетних существуют определенные ограничения по воспроизведению полученной информации: временные и ассоциативные смещения, элементы замещения, контаминации, но в любом случае у подростков с нормальным развитием потенциальная способность давать пока­зания полностью сохранена.

Ограничение этой способности наблюдается у подростков с какими-либо психическими аномалиями. На эту способность также влияют посткриминальная ситуация и личностные особенности подростка. М.В. Морозова выделяет четыре группы факторов, совокупность которых ограничивает потен­циальную способность и возможность несовершеннолетних к даче показаний по делу: возрастные, личностные, ситуацион­ные и дизонтогенетические. На детей до 12 лет влияют только ситуационные (криминальные) и возрастные факторы, на под­ростков — и личностные, и возрастные, и ситуационные (по­сткриминальные) факторы. На несовершеннолетних с анома­лиями психического развития влияют дизонтогенетические факторы.

В практике довольно часто несовершеннолетние изменяют показания или искажают факты, что очень затрудняет следствие по делу, поскольку несовершеннолетний не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Несовершеннолетнему приходится подробно разъяснять необходимость дачи правдивых показаний, последствия ложных показаний, повторять вопросы при допросе, задавать улавливающие вопросы, если он умышленно искажает факты, чтобы избежать ответственности или под воздействием других заинтересованных лиц. Он часто стремить­ся играть на публику, бравируя, доказывая авторитет.

Психологи в настоящее время однозначно считают, что дан­ные психологии не позволяют определить степень достоверно­сти показаний, особенно у несовершеннолетних, в силу особого восприятия ими окружающего мира, когда сами они порой не могут четко отграничить реальность от фантазий. Психологиче­ские основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого — это специфические особенности, присущие допросу данного ли­ца и проявляющиеся в использовании психологических законо­мерностей его личности, процесса формирования его показаний, установления контакта с ним и воздействия на него с помощью определенной совокупности тактических приемов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)