Ошибки устной речи дошкольников и пути их преодоления

Успешное развитие речи детей в соответствии с программой возможно лишь в том случае, если в процессе воспитательно-образовательной работы выявляются и устраняются речевые ошибки. Этот «отрицательный звуковой материал» (Л.В. Щерба) представляет большой интерес для педагогов.

Интересно
По нему можно судить, какими речевыми умениями и навыками дети еще не овладели, какие отступления от норм литературного языка они допускают По мнению А. А. Леонтьева, речевые ошибки есть своего рода сигнал «шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств.

Анализ исследований и практики дошкольного воспитания позволяет определить характерные ошибки, встречающиеся в самостоятельных высказываниях детей. Прежде всего это грамматические ошибки. В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание и предложение. Ошибки допускаются в структуре каждой из них.

Ошибки в структуре слова:

  • в словообразовании («сладкости», «писканье», «говоритель», «рогаются», «потушать»);
  • в формообразовании существительных («матрешков», «каран- дашов», «без сапогов», «у кукли», «в носе», «окны», «в пальте»), прилагательных («красивше», «хужее», «чистее»), глаголов («дожит», «ехаю», «дадишь», «хочут», «выглядал»), причастий («на- рисовата», «разорвата», «сломата»), числительных («по одном», «с двоями», «по двух»), местоимений («ихняя мама», «пришел к ему»).

Ошибки в структуре словосочетания:

  • в согласовании, чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом, т.е. согласование глагола с именем существительным или местоимением, прилагательного с именем существительным и пр. («Вся группа пошли на прогулку», «Туманная утро», «Саше понравилось елка», «Ходили теленок пасти»);
  • в управлении, чаще всего предложном («Добро побеждает над злом», «Все радовались красотой природы», «Набраться силами»).

Ошибки в структуре предложения:

  • нарушение границ предложения. Встречается в двух вариантах: как неоправданное деление сложного предложения на простые («Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов», «Птиц в парке мало. Потому что холодно») и как неумение делить текст на предложения («Охотник однажды шел по лесу. Из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве…»);
  • в одном простом предложении употребляют два подлежащих («Витя и Женя они кроликов кормили», «Петя он был самый сильный»);
  • придаточное предложение ставят перед главным («Которые дети в группе, они кричат»).

Помимо грамматических встречаются речевые ошибки. В них проявляется неумение ребенка пользоваться лексической или грамматической единицей языка, т.е. употреблять ее с учетом конкретного содержания, контекста, условий и задач общения. Речевые ошибки — это проявления неточности, бедности, невыразительности речи, непонимание значения слов.

К ним относятся:

  • повторение одного и того же слова («В лесу красиво. Листья на деревьях желтые и красные. Листьев много на земле. На берегу реки много листьев и по воде плывет много листьев»);
  • нарушение лексической сочетаемости («Еж смотался в клубок», «Я уже ездил на самолете»);
  • употребление в одном предложении однокоренных слов или одного и того же слова («В рассказе рассказывается», «Охотник охотился»);
  • нарушение порядка слов предложений («Шоколадку мама купила», «Для меня за книжками мама пошла в магазин»);
  • неразличение употребления местоимений, что порождает двусмысленность («Кошка сидела на крыше, она была мокрая от дождя»);
  • нарушения стиля высказывания («Рябина нарядилась. Она красные бусы надела. Этими ягодами птицы зимой питаются»);
  • употребление просторечных слов: («Петя шел взади», «Обратно пошел дождь», «Ребята бегают туды и сюды»);
  • пропуск предлогов в предложении или употребление не того предлога, который следовало бы употребить («Ребята катались на горках», «В парке мы собирали листья от разных деревьев»).

В детских высказываниях встречаются также композиционные и логические ошибки.

К композиционным ошибкам относятся:

  • несоответствие текста теме (например, тема «Парк осенью»: «Мы были на прогулке в парке. Сначала мы собирали листья. Потом мы играли, мне очень понравилась прогулка»);
  • нарушение последовательности в изложении («На праздник мы с мамой ездили по Москве. Везде горела иллюминация. Мы увидели высотный дом. У него 30 этажей. У нас тоже строят высокие дома. Мне понравилось, как украшена площадь»);
  • несоблюдение структуры повествования, когда ребенок опускает либо начало, либо середину, либо конец рассказа.

Среди логических ошибок:

  • пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов. Например, воспроизведение детьми рассказа В. Бианки «Купание медвежат»: «Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его» (пропущено «одного медвежонка»); «Из-за кустов вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, охотник слез с дерева и пошел домой» (пропущена вся сцена купания медвежат);
  • связывание понятий разных уровней («Утро клонилось к вечеру», «Вода освежила медвежат, а охотник пошел домой»).

Здесь перечислены не все типы ошибок, а лишь те, которые встречаются наиболее часто.

Выделяют следующие причины детских ошибок :

  • психофизиологические особенности развития детей: состояние нервных процессов, развитие мышления, памяти, внимания и т.д. В частности, малый объем памяти и внимания (ребенок забывает о том, что он только что употребил слово, и использует его вновь). Само же повторение вызывается тем, что слово уже активизировано, на что указывал И. П. Павлов: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше и он индуцирован»;
  • состояние фонематического слуха и речедвигательного аппарата;
  • недостаточный запас знаний и бедность словаря;
  • логический, смысловой (а не грамматический) подход к построению предложения;
  • трудность грамматики русского языка;
  • влияние речи окружающих и прежде всего родителей. Ребенка нелегко бывает убедить в том, что слова, употребляемые его отцом или матерью, на самом деле «неправильные» и их употреблять нельзя;
  • педагогическая запущенность (взрослые не обращают внимания на ошибки детей, не исправляют их, а иногда даже подражают детской речи).

Зная основные типы ошибок и умея определять их причины, педагог может продумать методику формирования правильной разговорной речи, которая складывается из планомерной работы по исправлению и предупреждению ошибок. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо правильно говорить. Важно, чтобы ребенок услышал, как говорит он сам и как говорит воспитатель. Если ребенок замечает, осознает две формы слова – неправильную и правильную, то он сможет сам себя исправить, во всяком случае он будет стараться говорить правильно.

При исправлении ошибок, как показывает опыт многих исследователей и педагогов, необходимо помнить следующее:

  • исправление детской речи требует большого такта, чувства меры. Слишком частые и резкие замечания могут привести к обратному результату — у ребенка появится недоверие к себе, и он может «замолчать»;
  • ребенок должен слышать правильную грамотную речь. Воспитатель должен постоянно заботиться о культуре собственной речи;
  • когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Подобное «вмешательство» не дойдет до сознания детей;
  • не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение.

Например, читая стихотворение, дошкольник произносит «солнушко», воспитатель поправляет: «Ты сказал “солнушко”, это не верно, надо сказать “солнышко”. Неверно сказанное ребенком слово воспитатель повторил, ребенок вновь услышал его с ошибкой, и в его памяти осталось произнесенное воспитателем искаженное слово.

Чтобы научить детей правильно произносить слово, верно строить предложение, необходимо дать образец: «В аквариуме новые ворота», — говорит ребенок, наблюдая за рыбками. «В аквариуме новые ворота», — исправляет воспитатель и предлагает дошкольнику повторить предложение. Но ошибки в построении предложений нельзя исправлять в процессе рассказывания, так как это нарушает ход мыслей ребенка, мешает последовательности логической передачи рассказа.

В данном случае воспитателю нужно запомнить ошибку ребенка, выслушать рассказ до конца, а затем, давая оценку, исправить ее:

  • если большинство детей делают одинаковую ошибку, следует в игровой форме закрепить правильное употребление слов. Например, рассказывая о своей комнате, ребята говорят: «Между шкафом и стола стоит диван», т.е. употребляют вместо творительного падежа родительный. Воспитатель в конце занятия проводит игру, в ходе которой дети упражняются в правильном употреблении предлога «между». Педагог вызывает ребенка и предлагает поставить на стол игрушки: собачку, кошку, а между ними — медвежонка. Воспитатель спрашивает: «Посмотрите, где стоит медвежонок?» «Между собачкой и кошкой», — отвечают дети и т.д.;
  • следует поощрять детей, которые говорят правильно. Это вызывает у остальных ребят стремление тоже говорить правильно, воспитывает осознанное отношение к произносимому (например, после ответа ребенка воспитательница говорит: «Молодец, Дима, слово “тротуар” очень трудное, а ты его везде говорил правильно»);
  • для устранения некоторых ошибок детям старшего дошкольного возраста можно дать объяснения («Дети, слово “пальто” никогда по-другому не говорится. Послушайте, как я говорю: “Я сегодня пришла в осеннем пальто. У моего пальто большие карманы. Мне очень нравится мое пальто”. Слышите, я везде говорю одинаково: “пальто”».
    Многие ошибки детей могут быть предупреждены. Этому во многом способствует проведение различных игр, упражнений, создание речевых ситуаций, решение логических задач на занятиях и в повседневной жизни.

Исправление и предупреждение ошибок неотделимы. Исправление ошибки одного ребенка предупреждает ее появление у остальных, и наоборот, предупреждение ошибки у всех детей является в то же время ее исправлением у отдельных ребят.

Постоянное внимание воспитателя к речи детей, к их ошибкам позволяет повысить культуру слушания. Дети не только запоминают исправления, сделанные воспитателем, но и сами становятся внимательнее к собственной речи и к речи сверстников. Обучение детей правильной разговорной речи дает хорошие результаты, если эта работа ведется в контакте с родителями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)