Контроль и экспертиза качества медицинской помощи

Центральным ведомством, осуществляющим надзор и контроль за организацией и качеством медицинской помощи населению, является Росздравнадзор, находящийся в ведении Минздрава России.

Законодательством предусмотрены следующие виды контроля качества медицинской деятельности: государственный, ведомственный и внутренний.

Помимо контроля, возможно проведение экспертизы качества медицинской помощи. Наиболее сложившейся в настоящее время является медицинская экспертиза в системе ОМС, цель которой — оценка объема и качества оказанной медицинской услуги на любых этапах ее предоставления.

При этом проводится соответствующий экспертный анализ, результаты которого описываются в протоколе врачебных ошибок, их причинно-следственных связей и негативных последствий, а также оформляется экспертное заключение с выводами.

Объектом экспертизы качества медицинской помощи является медицинская документация.

Плановая экспертиза качества медицинской помощи назначается:

  • по запросам и жалобам страхователя, связанным с оказанием медицинской помощи его работникам;
  • по факту отклонения от сложившихся среднестатистических показателей объемов медицинской помощи;
  • по фактам превышения в 1,5 раза сроков госпитализации по сравнению со сложившимся среднестатистическим показателем;
  • с целью изучения и экспертной опенки оказания медицинской помощи по отдельному подразделению, виду медицинской деятельности, отдельной нозологической форме, методу диагностики или технологии;
  • при наличии ранее выявленных дефектов оказания медицинской помощи.

Целевая экспертиза касается оказания помощи конкретному застрахованному гражданину.

Она назначается в обязательном порядке:

  • По жалобе застрахованного или его родственников, законного представителя или адвоката.
  • По постановлению суда, прокуратуры, органов следствия и дознания.
  • По факту летального исхода или факту первичного получения инвалидности лиц трудоспособного возраста.
  • При повторном обоснованном обращении по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней — при повторной госпитализации, в течение суток – при повторном вызове скорой медицинской помощи.
  • По факту внутрибольничного инфицирования и осложнений.
  • По факту наличия в диагнозе признаков вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
  • По факту взаимного несоответствия различных данных реестра застрахованных.

Одним из направлений реформирования здравоохранения является создание действенного механизма подъема качества медицинской помощи. Эта важная цель включает механизм стандартизации основных процессов медицинской деятельности, которая базируется на зарекомендовавших себя научно-практических результатах.

Особенно внимательно следует проводить контроль при неблагоприятных исходах заболевания, при которых нередко назначается судебно-медицинская экспертиза, что само по себе не является признаком наличия ненадлежащего оказания медицинской помощи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)